СВОЕОБРАЗИЕ СКАНДИНАВСКОГО ДОМА
Страны Скандинавского полуострова - Швеция, Норвегия и связанные с ними исторически и географически Дания
и Финляндия имели сходные условия для развития архитектуры: они не испытали влияния Римской империи, долго сохраняя родовой
строй и первобытное язычество.
Ввиду географического своеобразия - изрезанной береговой линии и множества фиордов, каждый из которых был
естественной крепостью, Скандинавия стала удобной базой воинственных норманнов для набегов на другие страны, а впоследствии
- торговли с ними. Эти "виды деятельности" стали основными в развитии экономики еще и потому, что скандинавские страны отличает
отсутствие больших массивов пахотных земель, особенно в Норвегии и Швеции.
![НАЖМИТЕ, ЧТОБЫ УВЕЛИЧИТЬ КАРТИНКУ](http://www.alta-d.ru/encyclopedia/images/t260304_1.jpg)
Взаимовлияние культур скандинавских и европейских стран в эпоху викингов было, скорее, экспансией скандинавской
культуры в Европу. Датские викинги, например, неоднократно завоевывали Англию, даже осаждали Париж, впоследствии укрепившись
в Нормандии. Так в XI веке датское королевство включало в себя Норвегию, Англию и часть Швеции. Затем замедленность темпов
развития скандинавских стран в последующие столетия привела к зависимости скандинавской культуры от культуры более передовых
государств Европы. Влияние общеевропейских архитектурных стилей барокко
и классицизма, конечно, отразилось в средние века
на архитектуре Скандинавии, но не лишило архитектуру этих стран национального своеобразия.
![НАЖМИТЕ, ЧТОБЫ УВЕЛИЧИТЬ КАРТИНКУ](http://www.alta-d.ru/encyclopedia/images/t260304_2.jpg)
Близкое соседство Дании и Голландии, их тесные торговые связи и одинаковый климат обусловили сходство художественных
традиций и архитектуры. Протяженные кирпичные поверхности фасадов датских домов и дворцов отделаны белокаменным декором в
традициях нидерландского зодчества. Но камень - дорогой в Дании материал - использовался в декоре экономно и, если он покрывал
большую часть фасада, это означало, что хозяин дома был небедным человеком.
![НАЖМИТЕ, ЧТОБЫ УВЕЛИЧИТЬ КАРТИНКУ](http://www.alta-d.ru/encyclopedia/images/t260304_3.jpg)
Норвегия вплоть до XIX века оставалась страной натурального хозяйства, находясь под властью Дании. Основным
видом строительства здесь, в богатой лесом стране, как и много веков назад, было деревянное зодчество. Но архитектура была
очень самобытной: в декоре чувствовалось влияние художественных образов, используемых еще в языческих храмах и жилищах, в
ладьях викингов. Своеобразие норвежского дома определялось и климатическими условиями - сильными штормовыми ветрами, дождями
и многоснежными зимами. Поэтому здания строились из двух каркасов: наружный
защищал и усиливал устойчивость внутреннего - жилых стен. Дома строились
в виде прямоугольного сруба без единого гвоздя, а по фасаду украшалось сложной резьбой. Позже, в норвежских городах тоже стали
стоить каменные, тесно прижавшиеся друг к другу дома, которые раскрашивали по фасаду в разные цвета, как бы восполняя некоторую
монотонность колорита северного пейзажа. Из-за чего норвежские городки с яркими фасадами домов и красной черепицей крыш
стали очень живописны, особенно на зеленом фоне хвойных лесов.
![НАЖМИТЕ, ЧТОБЫ УВЕЛИЧИТЬ КАРТИНКУ](http://www.alta-d.ru/encyclopedia/images/t260304_4.jpg)
Мебель в домах была деревянная простая, прочная и очень
функциональная, а основным ее декором - резьба. Резные медальоны напоминали сюжеты из скандинавской мифологии, а излюбленными
мотивами резчиков были драконы, которые когда-то украшали носы кораблей викингов и вселяли ужас во врагов норманнов.
В начале XX столетия вновь наступает период влияния скандинавской культуры на европейские страны. Именно
в Скандинавии в этот период родилась философия дизайна, сыгравшая существенную роль в становлении современной эстетики мебели
и жилища. Это произошло не случайно: суровая и длинная зима, короткое и прохладное лето, крутые крыши, маленькие окна,
недостаток солнца и ярких красок в природе породили интерес к уютному жилищу и красивой мебели. Этот интерес почти перерос
в культ, а безопасный, теплый и уютный дом, стоящий на морозе среди снегов под звездным темным небом стал символом благополучия
и успеха.
![НАЖМИТЕ, ЧТОБЫ УВЕЛИЧИТЬ КАРТИНКУ](http://www.alta-d.ru/encyclopedia/images/t260304_5.jpg)
Тип мебели, который сейчас называется скандинавским, возник в 20 - 30-е годы прошлого века и сразу получил
признание на выставках Европы, в США и Канаде. Для него характерны тонкие изящные и легкие детали конструкций из многослойного
дерева, в основном из бука и дуба. Их изготовление стало возможным за счет новой технологии получения лущеного шпона, запатентованной
датскими дизайнерами. Конструкция мебели проста и функциональна, ее элементы составляют модульную систему и очень просты в
сборке. В результате появилась мебель легкая, гибкая и удобная для складирования.
Для дизайнеров скандинавских стран и Финляндии характерно сочетание интереса к национальным традициям, когда
прикладное искусство широко использовалось в быту, и поиск новых функциональных решений. А традиционная любовь к природным
материалам, в первую очередь к дереву, сочетается со стремлением использовать новые технологии его обработки и новые материалы:
хромированный металл, стекло, отделку плетеными деталями, декоративные ткани.
В скандинавских интерьерах - финских, норвежских - очень много натурального дерева: пол, стены и даже иногда
потолок. Деревянные доски пола, которые скоблили в старину, теперь отбеливаются дизайнерами специальным образом. А стены из
дерева покрывают тонким слоем полупрозрачной краски. В сочетании с деревянными поверхностями гармонируют стены или отдельные
фрагменты стен из кирпича или натурального камня.
Общий колорит интерьеров - светлый, как бы акварельный, с большим количеством теплых тонов: желтого, молочно-белого,
светлой терракоты. Видимо потому, что не хватает естественного солнечного света, тепла и ярких красок в природе, а темного
времени суток в избытке, хочется обстановку своего дома насытить теплым и радостным цветом, создав ощущение яркого солнечного
дня за окном.
В просторных комнатах мебели немного: она светлая, невысокая, простая по форме. Натуральное светлое дерево,
светлые или яркие чехлы из ткани,
контрастные подушки, светлые пушистые ковры
на полу, а на открытой поверхности однотонных стен - живопись или фотографии в тонких рамах. Еще одна отличительная черта северных интерьеров - достаточно
много зелени: живые растения в горшках на полу, на столах, подвешены на стенах.
![НАЖМИТЕ, ЧТОБЫ УВЕЛИЧИТЬ КАРТИНКУ](http://www.alta-d.ru/encyclopedia/images/t260304_7.jpg)
Но особое внимание скандинавские дизайнеры уделяют свету.
Конечно, предпочтение отдается естественному свету, поэтому шторы здесь,
как правило, легкие и полупрозрачные. Но, поскольку естественного света на Севере мало, в интерьерах большое количество светильников, их оформление - это тоже одна из "визитных карточек" скандинавского
дизайна. Дом наполнен светом: большие настольные лампы с тканевыми абажурами, торшеры, потолочные светильники разных форм
и размеров, точечные, укрепленные на струне или металлическом каркасе - их много в доме и они могут быть выполнены в самом
разном стиле. Красота и лаконичность форм, применение природных материалов, функциональность и комфорт - вот основные составляющие
скандинавского дизайна, приобретающего все большую популярность.
Автор статьи Сомова М.
***
Деревянные аксессуары в интерьере в нашем следующем выпуске.
***
ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ
Декоративные элементы отделки из массива американского и канадского дуба предлагает новичок российского рынка-ORNAMENTAL
MOULDINGS из Канады. В ассортименте компании плинтусы (шириной до 16,5 см), потолочные карнизы, бордюры, наличники для окон
и дверей, пилястры, порталы, консоли и розетки, а также массивные раскладки для стеновых панелей, разные орнаменты и отделочные
элементы для каминов.
Источник: "Идеи вашего дома" №3 (71) март 2004
***
АНОНС! ИНФОРМАЦИЮ ОБ ЭКСПЕРТИЗЕ, СОГЛАСОВАНИИ ПРОЕКТОВ ПЕРЕПЛАНИРОВКИ И ПЕРЕОБОРУДОВАНИИ ПОМЕЩЕНИЙ, ЧИТАЙТЕ ЗДЕСЬ
***
ЗДЕСЬ ВЫ МОЖЕТЕ ПРОГОЛОСОВАТЬ ЗА ТЕМЫ НОВЫХ СТАТЕЙ И ДОБАВИТЬ СВОЮ ДЛЯ ГОЛОСОВАНИЯ
|